Строительная активность на рынке ритейла возобновится не раньше 2019 года

Строительная активность на рынке ритейла возобновится не раньше 2019 года
31 января
Концепция и стратегия
Оценка
Исследования
Торговая недвижимость
Изображение

В текущих экономических условиях девелоперы не спешат начинать строительство новых объектов, они ориентируются на оптимизацию концепций торговых центров с целью адаптации давно функционирующих проектов к современным реалиям рынка. Наблюдается тенденция к уменьшению средних размеров ТЦ. В 2016 году средний размер составил 44 375 кв. м, что на 7% меньше, чем в прошлом году. В 2017 г. ожидается снижение до 36 145 кв. м.

Строительная активность на рынке ритейла возобновится лишь в 2019-2020 гг., когда начнется реализация анонсированных проектов торговых центров в составе ТПУ (это порядка 250 тыс. кв. м) и проекты ADG Group по реконструкции советских кинотеатров. После ввода в эксплуатацию всех 39 заявленных ТЦ в Москве может появиться до 300 тыс. кв. м торговых и развлекательных площадей.

Средний уровень вакансии в торговых центрах Москвы оставался стабильным на протяжении 2016 года - 12%. Это связано с тем, что, несмотря на открытие новых проектов с высокой долей вакантности, ранее открытые торговые центры постепенно заполняются арендаторами, что позволяет поддерживать баланс. На фоне сокращения объемов строительства и постепенного восстановления потребительской активности возможно к концу 2017 года наметится рост арендных ставок в прайм торговых центрах.

Ритейл-операторы по-разному прошли через два последние непростые года. В 2015 году ушли с рынка нескольких иностранных игроков. В 2016 году было больше слияний федеральных игроков (Zenden приобрела сети Thomas Munz и Masscotte, компания Сафмар объявила о приобретении "Эльдорадо" и потенциально рассматривает покупку "М.видео", "Дикси", выкупила часть магазинов "Седьмого Континента"), а также замещения небольших локальных сетей более крупными игроками (Х5 выкупила две крупных торговых сети в Сургуте, а также часть магазинов "Звездный" в Екатеринбурге).

Крупные федеральные сети расширяют географию и осваивают новые регионы, региональные сети пробуют свои силы в столице. Более того, некоторые сети уже реализуют программы международной экспансии (сеть "Воккер" объявила об открытии около 100 ресторанов в Европе, в том числе Чехии, Германии и Израиле), Gloria Jeans собирается выйти на восточноевропейский рынок, ДаблБи открыла кофейню в Барселоне).

 

 

"Ритейл в Москве переживает заметную трансформацию. Операторы обновляют магазины, экспериментируют с форматами, разрабатывают новые стратегии для привлечения покупателей. Например, одним из интересных направлений, развивающихся в последнее время, стали моно- и мультиберендовые магазины российских дизайнеров, ранее представленные в основном онлайн. - Комментирует Татьяна Дивина, старший директор отдела исследований Cushman & Wakefield. - Девелоперы отказываются от больших схем из-за общего смещения акцента торговой инфраструктуры в пользу меньших (районных) форматов. На смену классическому формату регионального торгового центра приходят проекты с развитой социальной, культурно-образовательной функциями, пространствами для общения, обучения и проведения досуга, расширенной зоной развлечений и общественного питания, а также торговые центры в составе городских инфраструктурных проектов или многофункциональных объектов. Проекты ADG и МКЖД как раз отвечают вызову времени и изменившимся запросам рынка и потребителя и станут ключевыми на ближайшие несколько лет"

 
Читайте далее
 
4 сентября 2017 Концепция и стратегия Оценка Исследования Торговая недвижимость
 
7 июня 2017 Концепция и стратегия Оценка Исследования Торговая недвижимость
 
18 апреля 2017 Концепция и стратегия Оценка Исследования Торговая недвижимость